Сексизм в советском кино.
Добавлено: 14 янв 2017 18:59
Наткнулась на интересную статейку. И поняла, что же мне все время не давало покоя в "нашем" кино, почему никогда оно мне не нравилось.
Особенно Москва слезам не верит, вообще сюр какой-то.
======================================================================
Сексизм в советских фильмах
Ira_HaywortIra_Haywort
796
9 января 2017, 09:51
Сексизм в советских фильмах
В нашем обществе существует и культивируется любовь к советскому кино. Не будем обсуждать его культурную и художественную ценность - тут можно долго спорить. Я бы хотела обсудить сегодня тему, которая меня, как феминистку, конечно волнует. При просмотре большинства советских картин меня просто накрывает раздражение от отношения к женщине в них. До сих пор не понимаю почему та мораль, которая заложена в этих фильмах, воспринимается обществом как правильная.
«Служебный роман» (1977)
В начале картины мы видим немолодую, некрасивую женщину со скверным характером. Ее никто не любит, она никого не любит, ее жизнь пуста и бессмысленна. Но стоит гражданину Новосельцеву проявить к ней немного интереса, и Людмила Прокофьевна меняется на глазах. Она преображается и внешне, и внутренне. Она покупает красивые платья, делает прическу, начинает пользоваться косметикой, в результате ее просто никто не узнает, включая собственную секретаршу. Более того, у нее меняется («исправляется») характер: она становится веселой, доброй, терпимой к людям.
Итак, что мы видим. Во-первых, все жизненные достижения женщины ничего не стоят, если у нее нет мужчины. Умная, сильная, крупный начальник в 36 лет — все это ничего не значит. Никто ею не восхищается. Она «мымра» и «старуха». Объективно Новосельцев гораздо больше похож на неудачника: жена бросила с детьми, карьеры не сделал, внешне тоже далеко не красавец. Но ему ничего не стоит влюбить в себя собственную начальницу и заставить ее за считанные дни полностью преобразиться. Во-вторых, женщина может заботиться о своей внешности и получать удовольствие от жизни только рядом с мужчиной. И, наконец, самый омерзительный стереотип: женщина без мужчины злая и всех ненавидит, а с мужчиной становится ангелом и любит весь мир. Перефразируя почтальона Печкина: «Я почему раньше такая злая была? Потому что у меня мужика не было».
«Девчата» (1961)
Показано истинное лицо советского варианта женской эмансипации. С одной стороны, советская женщина обязана много и тяжело работать, лесоповал — место не для слабаков. В фильме есть эпизод на стройке, где женщины в ватниках работают наравне с мужчинами: первая красавица поселка Анфиса на пару с полутораметровой Тосей накладывают лопатами цементный раствор — занятие, которое не каждому мужчине по силам. Но как только речь заходит о личных качествах и личной же жизни, все самые махровые патриархальные установки открываются во всей красе.
«Мама Вера» — казалось бы, умная, сильная женщина. Но когда муж изменяет ей с другой, она не просто уходит от него (что нормально) — она зачем-то бросает всю свою привычную, наверняка более комфортную, жизнь и сбегает в глухой уральский поселок. Допустим, это еще спорная ситуация. А вот с Надей все гораздо проще и понятней: она идет замуж за мелочного, неприятного типа, Сан Саныча, которого не любит и даже не уважает. Причина замужества объясняется: «Надьке вот-вот 28 стукнет, тут не то что за Сан Саныча, за козла пойдешь». Отметим, что жениху при этом хорошо за 40, но ни его самого, ни кого-то еще это не смущает. И, наконец, сама Анфиса. Это красивая, яркая девушка, более того, она умна, остроумна и полна чувства собственного достоинства: пока другие тушуются перед начальством и даже прячутся от него, она легко ставит это начальство на место. При этом остальные герои фильма Анфису однозначно осуждают, поскольку она не рвется замуж, а позволяет себе приятно проводить время с разными мужчинами. Слово «Путана» в фильме не звучит, но зрителю однозначно дают понять, что таких, как Анфиса, мужчины «не любят» и на таких «не женятся». В конце концов, это признает и сама героиня — обществу удается внушить ей, что она какая-то неправильная, что надо жить по-другому. В это же время первый красавец поселка, Илья, влюбляется в Тосю. Не потому, что она красива или умна и даже не просто так. А потому, что у нее есть «гордость» и она сумела в нужный момент состроить из себя недотрогу.
То есть лопатой махать на стройке женщине можно, а вот гулять, с кем хочется — нельзя. Надо непременно выйти замуж и обязательно до 30. А если муж вдруг оказался скверный — поставить на себе крест, как «мама Вера».
«Москва слезам не верит» (1979)
Год назад в Рунете активно обсуждался пост русскоязычной жительницы США по имени Oksana Lexell, которая рассказала о том, какое впечатление этот популярнейший советский фильм произвел на ее американскую подругу. Подруга оказалась в шоке от русского понимания «женского счастья»: «Вот Катья — она такая красавица и умница, добилась всего сама, дочь воспитала, но она похоже никак не может почувствовать себя счастливой только потому, что рядом нет мужчины? Этот пис оф шыт Гоша, у которого комплекс неполноценности, потому что его любимая женщина больше зарабатывает, бросил её по-хамски, а она вместо того, чтобы забить на него, ищет его по всей Москве, потеряв всяческую гордость и достоинство? (...) Почему создатели фильма красной нитью проводят мысль о том, что женщина, чего бы она ни добилась, всё равно неполноценна, если у неё рядом нет „штанов“?».
Отметим лишь еще один момент: в фильме воспевается своеобразная «женская гордость», которая не позволяет женщине требовать то, на что она имеет право просто по закону. Допустим, Рудольф (позднее ставший Родионом) не обязан был жениться на Кате только потому, что она забеременела. Но как же обязательства перед ребенком? Алименты? Кате даже в голову не приходит чего-то требовать, она просто растит ребенка одна. И никто не считает это ненормальным. Кроме, разве что, подружки Людки, которая в фильме выставлена едва ли не городской сумасшедшей.
Ирония судьбы, или С легким паром! (1975)
«Была замужем наполовину», — говорит Надя из “Иронии Судьбы”, рассказывая о том, что “ходил к ней один два раза в неделю” — у меня сердце сжимается.
Почему женщина себя сдаёт первому встречному?
И потом добавляет, что длилась эта связь десять лет.
Почему женщина терпела такое унижение столько лет?
Я понимаю, что и не такое терпят, но почему об этом надо рассказывать какому-то пьяному придурку, который, если с ним не дай Бог сложатся отношения, тебя потом за это съест?
Героине Брыльской по фильму 34 года — несколько раз в фильме звучит, что у неё — “последний шанс”, даже якобы положительный герой Мягкова (на самом деле — символ серости и пошлости да ещё и хам) не стесняется сказать ей, что вот, что теперь делать, когда за тридцать, выбирать не приходится, и Ипполит сойдёт.
И она его после этого не выгнала, не дала пощёчину? Просто проглотила и спела ему песенку, а потом и приехала к нему в другой город!
Все эти фильмы смотрятся «народом» годами, они уже въелись в сознание, и при этом эти «добрые фильмы» внедрили пренебрежение женщиной, уверенность в том, что любой мужичок может осчастливить успешную красивую женщину, и что, конечно, она на всё готова ради него.
P.s. Тексты не мои, источники указаны.
Посмотреть полностью: http://www.spletnik.ru/blogs/pro_kino/1 ... kh-filmakh
Вот:
http://m.spletnik.ru/blogs/pro_kino/138 ... kh-filmakh
А вы что думаете?

======================================================================
Сексизм в советских фильмах
Ira_HaywortIra_Haywort
796
9 января 2017, 09:51
Сексизм в советских фильмах
В нашем обществе существует и культивируется любовь к советскому кино. Не будем обсуждать его культурную и художественную ценность - тут можно долго спорить. Я бы хотела обсудить сегодня тему, которая меня, как феминистку, конечно волнует. При просмотре большинства советских картин меня просто накрывает раздражение от отношения к женщине в них. До сих пор не понимаю почему та мораль, которая заложена в этих фильмах, воспринимается обществом как правильная.
«Служебный роман» (1977)
В начале картины мы видим немолодую, некрасивую женщину со скверным характером. Ее никто не любит, она никого не любит, ее жизнь пуста и бессмысленна. Но стоит гражданину Новосельцеву проявить к ней немного интереса, и Людмила Прокофьевна меняется на глазах. Она преображается и внешне, и внутренне. Она покупает красивые платья, делает прическу, начинает пользоваться косметикой, в результате ее просто никто не узнает, включая собственную секретаршу. Более того, у нее меняется («исправляется») характер: она становится веселой, доброй, терпимой к людям.
Итак, что мы видим. Во-первых, все жизненные достижения женщины ничего не стоят, если у нее нет мужчины. Умная, сильная, крупный начальник в 36 лет — все это ничего не значит. Никто ею не восхищается. Она «мымра» и «старуха». Объективно Новосельцев гораздо больше похож на неудачника: жена бросила с детьми, карьеры не сделал, внешне тоже далеко не красавец. Но ему ничего не стоит влюбить в себя собственную начальницу и заставить ее за считанные дни полностью преобразиться. Во-вторых, женщина может заботиться о своей внешности и получать удовольствие от жизни только рядом с мужчиной. И, наконец, самый омерзительный стереотип: женщина без мужчины злая и всех ненавидит, а с мужчиной становится ангелом и любит весь мир. Перефразируя почтальона Печкина: «Я почему раньше такая злая была? Потому что у меня мужика не было».
«Девчата» (1961)
Показано истинное лицо советского варианта женской эмансипации. С одной стороны, советская женщина обязана много и тяжело работать, лесоповал — место не для слабаков. В фильме есть эпизод на стройке, где женщины в ватниках работают наравне с мужчинами: первая красавица поселка Анфиса на пару с полутораметровой Тосей накладывают лопатами цементный раствор — занятие, которое не каждому мужчине по силам. Но как только речь заходит о личных качествах и личной же жизни, все самые махровые патриархальные установки открываются во всей красе.
«Мама Вера» — казалось бы, умная, сильная женщина. Но когда муж изменяет ей с другой, она не просто уходит от него (что нормально) — она зачем-то бросает всю свою привычную, наверняка более комфортную, жизнь и сбегает в глухой уральский поселок. Допустим, это еще спорная ситуация. А вот с Надей все гораздо проще и понятней: она идет замуж за мелочного, неприятного типа, Сан Саныча, которого не любит и даже не уважает. Причина замужества объясняется: «Надьке вот-вот 28 стукнет, тут не то что за Сан Саныча, за козла пойдешь». Отметим, что жениху при этом хорошо за 40, но ни его самого, ни кого-то еще это не смущает. И, наконец, сама Анфиса. Это красивая, яркая девушка, более того, она умна, остроумна и полна чувства собственного достоинства: пока другие тушуются перед начальством и даже прячутся от него, она легко ставит это начальство на место. При этом остальные герои фильма Анфису однозначно осуждают, поскольку она не рвется замуж, а позволяет себе приятно проводить время с разными мужчинами. Слово «Путана» в фильме не звучит, но зрителю однозначно дают понять, что таких, как Анфиса, мужчины «не любят» и на таких «не женятся». В конце концов, это признает и сама героиня — обществу удается внушить ей, что она какая-то неправильная, что надо жить по-другому. В это же время первый красавец поселка, Илья, влюбляется в Тосю. Не потому, что она красива или умна и даже не просто так. А потому, что у нее есть «гордость» и она сумела в нужный момент состроить из себя недотрогу.
То есть лопатой махать на стройке женщине можно, а вот гулять, с кем хочется — нельзя. Надо непременно выйти замуж и обязательно до 30. А если муж вдруг оказался скверный — поставить на себе крест, как «мама Вера».
«Москва слезам не верит» (1979)
Год назад в Рунете активно обсуждался пост русскоязычной жительницы США по имени Oksana Lexell, которая рассказала о том, какое впечатление этот популярнейший советский фильм произвел на ее американскую подругу. Подруга оказалась в шоке от русского понимания «женского счастья»: «Вот Катья — она такая красавица и умница, добилась всего сама, дочь воспитала, но она похоже никак не может почувствовать себя счастливой только потому, что рядом нет мужчины? Этот пис оф шыт Гоша, у которого комплекс неполноценности, потому что его любимая женщина больше зарабатывает, бросил её по-хамски, а она вместо того, чтобы забить на него, ищет его по всей Москве, потеряв всяческую гордость и достоинство? (...) Почему создатели фильма красной нитью проводят мысль о том, что женщина, чего бы она ни добилась, всё равно неполноценна, если у неё рядом нет „штанов“?».
Отметим лишь еще один момент: в фильме воспевается своеобразная «женская гордость», которая не позволяет женщине требовать то, на что она имеет право просто по закону. Допустим, Рудольф (позднее ставший Родионом) не обязан был жениться на Кате только потому, что она забеременела. Но как же обязательства перед ребенком? Алименты? Кате даже в голову не приходит чего-то требовать, она просто растит ребенка одна. И никто не считает это ненормальным. Кроме, разве что, подружки Людки, которая в фильме выставлена едва ли не городской сумасшедшей.
Ирония судьбы, или С легким паром! (1975)
«Была замужем наполовину», — говорит Надя из “Иронии Судьбы”, рассказывая о том, что “ходил к ней один два раза в неделю” — у меня сердце сжимается.
Почему женщина себя сдаёт первому встречному?
И потом добавляет, что длилась эта связь десять лет.
Почему женщина терпела такое унижение столько лет?
Я понимаю, что и не такое терпят, но почему об этом надо рассказывать какому-то пьяному придурку, который, если с ним не дай Бог сложатся отношения, тебя потом за это съест?
Героине Брыльской по фильму 34 года — несколько раз в фильме звучит, что у неё — “последний шанс”, даже якобы положительный герой Мягкова (на самом деле — символ серости и пошлости да ещё и хам) не стесняется сказать ей, что вот, что теперь делать, когда за тридцать, выбирать не приходится, и Ипполит сойдёт.
И она его после этого не выгнала, не дала пощёчину? Просто проглотила и спела ему песенку, а потом и приехала к нему в другой город!
Все эти фильмы смотрятся «народом» годами, они уже въелись в сознание, и при этом эти «добрые фильмы» внедрили пренебрежение женщиной, уверенность в том, что любой мужичок может осчастливить успешную красивую женщину, и что, конечно, она на всё готова ради него.
P.s. Тексты не мои, источники указаны.
Посмотреть полностью: http://www.spletnik.ru/blogs/pro_kino/1 ... kh-filmakh
Вот:
http://m.spletnik.ru/blogs/pro_kino/138 ... kh-filmakh
А вы что думаете?